Великий князь Михаил Георгиевич


Благоверный князь Михаил Георгиевич, 9-ый сын великого князя Юрия Долгорукого, был великим князем после своего младшего брата – св. Андрея Боголюбского. Матерью князя Михаила была вторая супруга Юрия Долгорукого, поэтому Михаил Георгиевич – единоутробный брат и князю Всеволоду.

Юность свою Михаил Георгиевич провел, вероятно, в Суздальской области, во время мирного княжения там св. Андрея. В 1162 году вместе со старшими братьями Мстиславом и Васильком он был выслан отцом из этих земель, но не поехал с ними в Грецию, а остался в южной России. Здесь некоторое время он княжил в Переяславле и Торческе. В 1172 году великий князь Андрей Боголюбский назначил брата своего Михаила князем Киевским, но другие князья в течение недели осаждали князя в Торческе и не допустили его владеть Киевом.

Михаил Георгиевич был несколько раз в победоносных походах против половцев. Во время одного из этих походов, в 1169 году, князь проявил особенное мужество и крепкую веру в Бога, не случайно он был удостоен явной Божественной помощи. Князь Михаил тогда был послан своим братом, Киевским князем Глебом, против половцев, совершивших набег на окрестности Киева и пленивших множество народа. Михаил Георгиевич разбил сначала половецкую стражу, а затем и отряд, ведший русских пленников. Пленные были освобождены, а отряд Михаила Георгиевича встретился с полчищем врагов, намного превышавшим его силы. Князь Михаил не устрашился, ринулся в битву, был трижды ранен, но, как говорит летописец, «Бог, по молитве отца его, избавил его от смерти». Неприятельское войско, несмотря на значительный перевес, было разбито и обращено в бегство. Летописец видит в этой победе помощь Богоматери, которая покарала половцев за нападение на города, принадлежавшие Киевской Богородичной церкви, а «Степенная книга» добавляет, что многие половцы были в тот день поражены огнем, исшедшим от икон Богородицы, и что известие об этом чуде исполнило князя Михаила неустрашимости и надежды на Божественную помощь.

После убиения св. Андрея Боголюбского на великое княжение были призваны, вопреки клятве, не младшие сыновья Юрия Долгорукого, а его внуки – Мстислав и Ярополк Ростиславичи, которые, боясь соперничества законных наследников Суздальской области, Михаила и Всеволода Георгиевичей, пригласили и их распределять владения.

Назвав Михаила старшим, все четверо отправились к Суздалю, но Ярополк тайно уехал в Переяславль, Михаил же поспешил во Владимир, где вскоре его осадили Ростиславичи с многочисленными ополчениями сторонников. Эти Ростовские, Переяславские, Муромские и Рязанские ополчения опустошали селения и поля в окрестностях Владимира и грозили сжечь сам город. Семь недель защищали владимирцы Михаила Георгиевича, пока наконец, изможденные голодом и угрозами, не стали просить Михаила Георгиевича добровольно временно удалиться из их города. «Вы правы, – великодушно ответил им князь, – не погибайте от меня!» – и немедленно выехал из Владимира, освобождая город от реальной опасности разорения. Выехал при скорби владимирцев, сопровождаемый, как пишет историк В.Н. Татищев, насмешками и ругательствами.

Владимирский престол занял Ярополк Ростиславич, который вскоре проявил себя как недостойный преемник св. Андрея Боголюбского: он лишил сокровищ соборный храм, а саму чудотворную икону Богоматери отдал Рязанскому князю в уплату за помощь при осаде Владимира. Огорченные до глубины души, владимирцы направили послов к Михаилу Георгиевичу, обещая употребить все силы для утверждения его на великокняжеском престоле. Князь Михаил отправился ко Владимиру, но на пути вскоре заболел, был несен до Москвы на носилках и встречен там отрядом владимирцев. С этим отрядом и войском князя Черниговского Михаил Георгиевич 15 июня 1175 года в битве на Белеховой равнине, что на реке Колокше, победил Ростиславичей.

Торжественной была теперь встреча во Владимире князя Михаила Георгиевича. В летописи об этом повествуется так: «Михаил же победил полк в день недельный и поехал во Владимир с честью и славою великой… Вышли же с крестами навстречу Михаилу и брату его Всеволоду игумены и священники и все люди, и въехал в город к Святой Богородице месяца июля в 15 день – в день недельный».

Заняв престол Владимирский, Михаил Георгиевич, как законный наследник св. Андрея Боголюбского, стал теперь великим князем всей Русской земли и утвердил за Владимиром значение великокняжеской столицы.

Княжение Михаила Георгиевича было очень непродолжительно, но мирно и весьма благодетельно для Владимирской земли. Великий князь возвратил соборному храму все отнятые у него Ярополком земли и сокровища; постоянно он объезжал свои области, повсюду утверждая мир и порядок. Только убийц св. Андрея Боголюбского, как указано в «Степенной книге», казнил Михаил Георгиевич да против Рязанского князя Глеба выступил с оружием, чтобы вернуть соборные сокровища.

Причем оружие великий князь Михаил не применил, так как Глеб смирился и возвратил не только чудотворную икону, но и другие бывшие у него сокровища Владимирского храма. Суздальцы, ростовцы и переяславцы, испросив прощение у великого князя, совершено покорились ему.

В.Н. Татищев сообщает, что великий князь никогда не запирал дверей своего дворца, что он весьма хорошо знал Священное Писание, говорил по-гречески и по-латыни, но никогда не хотел спорить о вере; ростом был мал, сух, имел длинную бороду, кудрявые волосы, кривой нос. Князь Михаил совершал свои дела, стараясь всегда сохранять мир с ближними.

Едва год прошел после торжественного въезда Михаила Георгиевича в столицу, как 20 июня 1176 года он, будучи еще очень молодым, скончался и был погребен в златоверхом храме.

Н.М. Карамзин в «Истории государства Российского» так пишет о великом князе Михаиле Георгиевиче: «Он скончался, оставив в летописях память своей храбрости и добродетели. Живя в веке суровом, мятежном, он не запятнал себя ни жестокостью, ни вероломством и любил спокойствие народа более власти».

Великий князь Владимирский Михаил Георгиевич (Михалко) был канонизирован в чине благоверного князя, день памяти 20 июня (3 июля). Останки благоверного князя Михаила Георгиевича покоятся в одной гробнице с мощами великой княгини Агафьи с семейством в северной стене собора.