Великий князь Константин Всеволодович


Одно из жизнеописаний великого князя Константина (Н.Беляев, «Великий князь Константин Всеволодович Мудрый») начинается такими словами: «Князь Константин Всеволодович представляет замечательнейшую личность на Руси в конце XII – начале XIII века; он почти один в среде современных ему князей-ратоборцев воителей является ангелом мира и ревностным почитателем книжного учения». Действительно, в летописях великий князь Константин восхваляется за мудрость, кротость, благочестие. Недаром за просвещенность его называют Мудрым.

Великий князь Константин Всеволодович был старшим сыном в большой семье Всеволода Георгиевича Великого. Он родился 18 мая 1186 года – вероятно, во Владимире. Мирные и светлые впечатления были восприняты князем Константином еще в дни детства и юности: будущий строитель многих храмов, он видел освящение Владимирского златоверхого собора, был свидетелем построения Дмитриевского, Рождественского храмов, церкви Успения в женском монастыре.

В 1196 году великий князь Всеволод брал своего первенца в поход на Дон против половцев, но в сражении юному князю принимать участие не приходилось, так как кочевники убежали от великокняжеского войска к самому Каспийскому морю.

15 октября 1196 года еще отроком Константин Всеволодович был повенчан с дочерью князя Мстислава Романовича.

С ранних лет князь Константин прославил себя мудростью и духовной просвещенностью, приобрел особую любовь народа. Князь не только помогал людям в их житейских нуждах, но и заботился о народном просвещении. 1 марта 1205 года родитель отпустил двадцатилетнего сына на княжение в Новгород. Летописец подробно повествует о том, как Константина Всеволодовича провожали далеко за город не только отец и братья, но и множество народа. Крики при этом были «аки до небеси», что выражало и народную радость о возвеличении любимого князя, и печаль об удалении «отца сиротам и кормителя, печальным великаго утешителя, звезды светоносной». Назвав Константина Всеволодовича «звездой светоносной», летописец добавляет: «ибо на весь церковный чин Бог отверз ему сердечныя очи.., в нем жили мужество и ум, правда и истина с ним ходили, он был мудростию второй Соломон».

Вскоре по приезде в Новгород князь Константин получил сильно опечалившее его известие о кончине своей многострадальной матери, которая на другой же день после отъезда любимого сына приняла пострижение в иночество в построенном ею монастыре.

В августе 1207 года Константин Всеволодович был вызван из Новгорода своим родителем, который намеревался выступить в поход против Черниговских князей. После этого похода, который закончился лишь наказанием Рязанских князей за измену, князь Константин возвратился во Владимир, где через несколько дней, 25 ноября, устроил торжественное освящение церкви св. Архангела Михаила, которую воздвиг на своем дворе. Церковное торжество сопровождалось богатой трапезой для народа, что позволило летописцу сравнить Константина Всеволодовича с царем Соломоном, устроившим по освящении Иерусалимского храма всенародное пиршество. И, как сказано в Степенной книге, народ благословил доброго и разумного князя, подобно тому, как израильтяне благословили Соломона, а любвеобильность сердца Константина и его мудрость распространились «паче смысла всех человек».

Великий князь Всеволод не отпустил теперь от себя своего первенца в дальний Новгород, а дал ему более близкий к стольному граду Ростов. Константин был еще во Владимире, когда в Ростове 15 мая 1211 года случился большой пожар, и новый Ростовский князь поспешил туда, чтобы утешить горожан.

Из летописей ясно, что Константин Всеволодович был любим своим родителем, но перед кончиною великий князь Всеволод имел повод разгневаться на старшего сына. Великий князь, чувствуя приближение кончины, захотел сделать распоряжение о своих владениях и призвал из Ростова первенца, чтобы торжественно объявить его наследником Владимирского великокняжеского престола. Константин же, узнав о такой родительской воле и не желая отдавать Ростов брату Георгию, отказался поехать во Владимир. Разгневанный его непослушанием Всеволод Георгиевич лишил сына великокняжеского престола, назначив своим наследником князя Георгия и, не изменив своей воли, скончался.

Учитывая особенности удельного порядка правления на Руси, можно было бы предположить, что вследствие такого распоряжения великого князя Константин Всеволодович пожелает захватить великокняжеский престол и между братьями легко разгорится междоусобие. Действительно, вскоре после смерти родителя Константин дважды собирался в поход против младшего брата, но оба раза кровопролитие было незначительным, и братья наконец примирились. Это случилось благодаря кротости их характеров.

С 1212 по 1216 год Константин Всеволодович, следуя мирным склонностям своей души, занимался благоустроением Ростовской области. В это время он заложил в Ростове Успенский собор, каменную церковь Бориса и Глеба, озаботился о поставлении для Ростова доброго пастыря – епископа Пахомия, великого подвижника добродетели.

После кровопролитной Липицкой битвы, которою закончилось междоусобие 1216 года, Константин Всеволодович занял великокняжеский престол, а его младший брат Георгий был послан победителями в незначительный Радилов Городец на Волге. Но уже на следующий год вызвал его добросердечный Константин Всеволодович и отдал Георгию во владение Суздаль. Братья обнялись и, как пишет автор «Жития князя Георгия», плакали «на мног час». Константин Всеволодович пообещал отдать брату по кончине своей и Владимир. Вероятно, речь о грядущей кончине была не случайной: великий князь Константин, несмотря на молодость, уже чувствовал упадок сил и близость смерти. И действительно, великое княжение Константина Всеволодовича оказалось непродолжительным.

Тем не менее и за недолгое время великий князь успел сделать многое. Он основал в Ярославле монастырь и заложил в нем храм Преображения Господня, который, к сожалению, не успел достроить; в 1218 году Константин заложил во Владимире храм в честь Воздвижения честнаго Креста, принимал участие в освящении Борисоглебской церкви в Ростове. В том же году благочестивый князь Константин получил немалое духовное утешение: епископ Полоцкий, «зная любовь князя до всего Божественного церковного устроения», принес ему из Царьграда святыни: часть древа св. Животворящего Креста Господня, обе руки св. мученика Лонгина и часть мощей св. Марии Магдалины. Эти святыни положены были сначала в Вознесенском монастыре, а затем с крестным ходом были перенесены в придворный храм св. Димитрия.

Тем же летом великий князь отпустил сыновей своих, Василия и Константина, на княжения в Ростов и Ярославль. В своей прощальной речи он увещевал сыновей быть между собою в любви, бояться Бога всей душою, во всем соблюдать Его заповеди, не презирать нищих и вдовиц, не «отлучаться» Церкви, любить священство и монашество, иметь послушание к старшим. Заключил свою речь Константин Всеволодович словами о своей близкой кончине и поручением детей своих Богу, Пресвятой Богородице и брату своему Георгию.

Великий князь Константин Всеволодович княжил во Владимире, занимаясь утверждением гражданского мира. Он строил храмы, раздавал милостыни, правил справедливый суд. Летописи подчеркивают добросердечие великого князя: «Блаженный сей князь был правдив, щедр, кроток, смирен, всех миловал, всех снабдевал, более всего любил дивную и славную милостыню и благоустроение церквей и о том пекся день и ночь… Он нагих одевал, труждающихся успокаивал, умирающих от зимнего холода согревал, печальных утешал, никого не опечаливал ничем, но всех умудрял беседами о житейском и духовном, ибо часто читал книги с прилежанием и исполнял все по написанному, не воздавал злом за зло; его воистину одарил бог кротостию Давидовою и мудростию Соломоновою, исполнен он был апостольского правоверия».

Степенная книга свидетельствует, что Константин Всеволодович даже омывал своими руками нищих, а историк Татищев пишет, что перед смертью великий князь отказал дом свой и свои книги училищу, которое, вероятно, уже существовало в то время во Владимире. Тот же историк свидетельствует, что Константин Всеволодович «великий был охотник к читанию книг и научен был многим наукам», что он «имел при себе людей ученых, многие древние книги греческие ценою высокою купил и велел переводить на русский язык», что даже сам занимался исследовательским трудом: «многие дела древних князей собрал и сам писал».

От великого князя Константина, как от благочестивого корня, произошло благочестивое потомство. Три отрока-сына остались после него, все трое были со св. князем Георгием Всеволодовичем в битве на реке Сити; один из них, Василий, был пленен и принял в плену мучения и смерть за исповедание веры Христовой, другой, Всеволод, пал вместе со св. Георгием от татарского меча, третий же сын князя Константина подарил Церкви Христовой своего сына, Романа Угличского, тоже причтенного к лику святых.

2 февраля 1219 года, в праздник Сретения Господня, великий князь скончался на 33-ем году жизни. По кончине его, как говорит летопись, «все люди города Владимира стеклись на двор его и оплакивали его плачем великим, бояре – как заступника земли их, слуги – как кормителя и господина, убогие и черноризцы – как утешение и одеяние наготе их, и все собрание убогих плакало, вскоре лишившись такого милостивца. Услышав же Юрий и Ярослав и все братья его, вскоре съехались во Владимир и плакали по нем плачем великим как по отце и брате любимом, потому что все имели его вместо отца и он относился к ним как должно, ибо была между ними любовь паче меры,.. и сошелся весь город, и положили его в церкви святой Богородицы Златоверхой, где и отец его был положен».