Проповедь на память св.блгв.кн. Георгия Всеволодовича


В русской православной Церкви более 50 благоверных князей, прославленных Церковью как Угодники Божии. Ни в одной поместной православной Церкви нет такого количества благочестивых правителей, и это не случайно. Это объясняется самим историческим развитием нашей Родины.

Мы знаем, что каждая историческая эпоха выдвигает в большей степени тот чин святых угодников Божиих, который более способен дать пример своим современникам и будущим своим потомкам жизни по заповедям Христовым. И вот историческая очередность обусловила то, что на Руси в течение нескольких веков прославились святые благоверные князья. Мы знаем их, любим и почитаем. Это и святые страстотерпцы Борис и Глеб, это и святой Михаил Черниговский, это и святой князь Андрей Боголюбский, мощи которого покоятся в нашем Соборе, и многие другие.

Тут возникает вопрос: «За что? Почему святая Церковь прославила этих святых мужей как угодников Божиих?» Ведь это были люди, которые ходили в походы, держали в своих руках меч. И как же они могли спастись? Как они могли стать святыми? Здесь суть в том, что сердце святого правителя находилось в руке Божией. Что он, имея меч в руке свроей, умел быть со Христом, и свое служение как правителя превратил в служение церковное. И не за политические успехи прославляет святая Церковь своих благоверных князей, а за то, что они исполнили заповедь Божию, заповедь Любви.

Будучи владыками, властителями народа они смогли исполнить главный завет Божий: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» Именно их жизнь как готовность к жертвенному служению и конец жизни как жертва за свой народ, за веру и верность этой вере и послужила причиной того, что мы прославляем этих людей как святых угодников Божиих. Долгую жизнь прожил князь Георгий Всеволодович, которого мы сегодня прославляем и благодарно припадаем к раке с его мощами, но самое главное в его жизни было то, что он особым образом услышал слова Господа: «Многоими напастьми подобает войти в Царствие Небесное».

И встретил князь смерть как истинный воин Христов, объединив в себе как бы двух святых прежних дней: царя Давида как образ покаяния и праведного Иова, когда узнал он, что нет у него больше ни любимой жены, ни семьи, что погиб в огне его дорогой архипастырь. Князь сложил главу свою в битве с сильнейшим врагом, и уже почти 800 лет весь русский народ почитает его как своего отца, как заступника, как покровителя не только земли владимирской и земли нижегородской, но и заступника всей земли русской.

Его имя стоит в одном ряду в лике святых благоверных князей. Его подвиг и житие пример того как княжеское служение может превратится в служение Христово. Исполнил князь Георгий закон Христов и каждого из нас, уже людей XXI века, князь призывает посмотреть назад и увидеть, через какие искушения и страдания пришлось пройти русским людям и их вождям, сердца которых были в руке Божией. И через эти искушения прийти ко Христу своими страданиями и скорбями войти в Царство Божие.

иерей Дмитрий (Бадаев)