Праздничное обращение митрополита Владимирского и Суздальского Евлогия.


Праздничное обращение митрополита Владимирского и Суздальского Евлогия ко всей православной пастве Владимирской Митрополии в связи с прославлением Собора Новомучеников и Исповедников, в земле Владимирской просиявших

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

«Исповедайтеся Господеви яко благ, яко в век милость Его» (Пс. 117, 1)

Дорогие и возлюбленные чада церковные, всечестные отцы, братья и сестры!

Впервые в истории нашей епархии с благословения Святейшего Патриарха Кирилла мы празднуем и отмечаем торжественно так называемый священный Собор новомучеников и исповедников земли Владимирской, пострадавших, проливших кровь и отдавших жизнь свою в страшные годы гонения на Церковь, Её верных чад – в 20-е годы прошлого века. 100 лет исполнилось этого ужасного и смертельного грома над православной Россией, разрушившего в ней храмы и монастыри, не говоря о людях разного возраста, их принадлежности к вере Христовой, отдавших свою жизнь за Истину Божию и Правду.

Внешне как будто Церковь перестала жить от вражеских Её сил, от адского нападения, от происков самого диавола, не терпящего света и красоты Православия. Но внутренне, на самом деле Церковь победно устояла, укротив атеизм, безбожие в стране. Вновь, как мы видим, возродились Божии храмы. Вера чудом возросла в Отечестве. Возникло совершенно новое у народа сознание бытия. Наступило время нравственного воспитания людей, начиная со школ страны.

Всё высокое и святое в жизни, угодное Богу, испытывается, как ни странно, отрицательной для неё силой, в виде как бы закона, как и золото обнаруживается чрез огонь, что только укрепляет и возвышает её. Двадцать четыре новомученика и исповедника размещены на нашей новой святой иконе, несомненно, как победители зла, греха и даже самой смерти, став причастниками Креста Господня, страданий Христовых, спасших человеческий род и теперь увенчанные вечной славой от Бога.


Какой же здесь смысл для нас и значение? Совершенно определённый и прямой. Апостол Павел нам ясно говорит, что нам «дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Филип. 1, 29), т.е. терпеть силою веры все земные невзгоды, несчастья, все скорби и болезни, какие бы они ни случались, что только нас очистит и духовно оживит, более того, сподобит особенного дара жизни – благодати Святого Духа как вечного дыхания блаженного бытия.

А конкретно, нам надо твёрдо держаться истиной веры, идущей от самих святых Апостолов как самовидцев Христа Бога, и жить только по вере, обручающей нас с Богом, по заповедям Евангелия Христова, борясь со злом, искушающим нас со всех сторон. Душой мы должны стоять не столько на земле, утопая в её плотских страстях, обитать не в этом суетном мире, где один только шум от мнимой жизни, сколько пребывать в свете веры и любви, совсем в ином состоянии, лучшем, благолепном, чем было. Рай Божий начинается здесь и не кончается уже там, в будущей жизни, что должно нас духовно захватить. Наше духовное единение и соединение с Богом, Источником блаженства, и есть новый для нас и совершенный божественный Эдем.

Молитвы и моления к Нему, Жизнодавцу вечному, где бы мы ни находились, творят чудо высшего бытия, не знающего смерти, творят жизнь как радость, как духовное веселие, чем она собственно измеряется и оценивается. Притом никак нельзя допускать нам никакого рода зла, надо исключить всецело вражду и ненависть к своим ближним, братьям и сёстрам, только обезличивающих и позорящих нас. Любя Бога, должны искренно любить и ближних как самих себя, не взирая на их подчас падшее состояние.

«Молитва спасёт всех нас», – говорил епископ Афанасий Ковровский. О ней, как живой из живых сил, убедительно поучает нас святитель Игнатий Брянчанинов. «Молитва, – говорит он, – рождает добродетели от соединения духа человеческого с Духом Божиим». А святитель Иоанн Златоуст разъясняет о спасении нашем, что «кто грешит, тот ещё не осознал до конца, что Бог есть любовь – Она неизречено услаждает душу «паче мёда и сота».

Воздавая честь и поклонение святым мученикам и исповедникам Земли Владимирской должным образом, как Божиим светилам для неё, будем и мы с вами бодренно идти спасительной дорогой живой веры к Богу нашему и неослабной любви ко всем людям без исключения, что духовно возродит и преобразит нас в корне, более того увековечит в Царствии Небесном и прославит Всепрославляемого и Вечного Бога в Троице поклоняемого, премудро устрояющего жизнь и спасение каждого. Аминь.

Милостию Божией митрополит Владимирский
и Суздальский Евлогий