Богослужение Страстям Христовым (Пассия) совершено в Свято-Успенском кафедральном соборе


Вечером 24 марта 2019 года, неделю 2-ю Великого поста, Богослужение Страстям Христовым (Пассия) совершено в Свято-Успенском кафедральном соборе

Четыре раза на протяжении Великого поста совершается в православных храмах вечерня с чтением акафиста Страстям Христовым, или, как ее еще называют, Пассия. 

Эта самая поздняя по времени возникновения православная служба была составлена в середине XVII века митрополитом Киевским Петром (Могилой), создателем многих литургических форм. Первоначально пассии были распространены в южных областях России, но к XX веку их стали совершать повсеместно. 

Название Пассия происходит от латинского слова "passio", что в переводе на русский язык означает "страдание", а на церковно-славянский язык переводится как "страсть". 

Последование пассии бывает 4 раза в год (по числу евангелистов): во второе, третье, четвертое и пятое воскресенья Великого Поста, по вечерам. Как ясно из названия, на этих службах воспоминаются спасительные страдания Господа Иисуса Христа. За каждой пассией прочитываются евангельские повествования об этом: 

− на первой − 26 и 27 главы от Матфея; 
− на второй − 14 и 15 от Марка; 
− на третьей − 22 и 23 от Луки; 
− на четвертой 18 и 19 от Иоанна. 

По традиции, во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами в руках. 

В православии Пассия представляет собой последовательное чтение евангельских отрывков, повествующих о последних днях и часах земной жизни Спасителя. Кроме того, исполнялись песнопения, взятые из богослужения Страстной Пятницы. Заканчивалась Пассия, как правило, проповедью. Позже в чинопоследование был включен акафист Страстям Господним. 

По установившемуся обычаю, эта служба совершается в воскресный вечер и соединяется с великой вечерней. 

Как правило, цикл Пассий начинается со второй Недели Великого поста, посвященной святителю Григорию Паламе. 

Традиционно Пассия совершается в середине храма перед Распятием. Перед великой вечерней посреди храма поставляется большое Распятие. Во время пения стихир отверзаются Царские врата и из алтаря выносится Святое Евангелие, которое полагается на аналое перед Крестом. Затем следует чтение акафиста и Евангельского повествования о Страстях Христовых 

На пассии мы слышим некоторые трогательные песнопения из богослужения Великой Пятницы − дня телесной смерти Господа. 

Так, исполняется стихира "Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного", которую поют во время целования Плащаницы Христовой; перед чтением Евангелия звучит прокимен "Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий..." Эти и другие молитвы возносят нас на Голгофу, вновь и вновь напоминая о конечной цели Поста − сораспятии со Христом. 

В завершение читается молитва, и духовенство, и молящиеся прикладываются ко Кресту. 

Пассия, как молитвенное памятование о страданиях Спасителя, предваряющее несколько раз в течение Великого поста священные воспоминания Великой Пятницы, вместе со всеми другими церковными Богослужениями ведёт нас через поприще Святой Четыредесятницы к седмице Страстей Христовых и Его Славному Воскресению. 

В качестве обязательного дополнения после отпуста произносится проповедь или читается поучение.