18 ноября 2018 года в Успенском кафедральном соборе города Владимира состоялась праздничная Божественная литургия памяти святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси.


Праздничную литургию возглавил митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий, которому сослужило соборное духовенство. За богослужением в качестве левого хора пел Патриарший хор кафедрального Храма Христа Спасителя. Перед началом богослужения был отслужен водосвятный молебен, после которого владыко Евлогий обратился к верующим с проповедью:

"Сегодня мы собрались на молитву соборную, которую Господь приемлет как кадило благоуханное. Если мир еще как-то стоит, то благодаря этому исповеданию и славословию. Помолимся, братие, так горячо, чтобы выйти другими, светоносными, чтобы  хранить святую Благодать Господа. Это будет нас напрямую счастливить. Мы просто обязаны почерпнуть с этого Кладезя и напоять других. Мы видим сколько еще падения в этом мире, сколько извращения. Поэтому так нужна молитва о мире во всем мире, о соединении всех Церквей. Оставляя наши частные просьбы, мы должны молиться о мире. Пусть этот день станет отправным, нельзя откладывать спасение души. Подчас человек отчаивается, для него все гаснет. Но мы видим, что все в этом мире говорит очень громко о Боге.  Он всюду: над нами, с нами, в нас. А мы еще не желаем, чтобы Бог был в нас. Вот возможность раскрыть себя, очистить. Мы в доме Божием, где ангелы на Престоле. Все это, чтобы не опускали руки, чтобы помнили, Господь ну никак не отступает от человеческого рода. Наоборот, Он говорит: «Я пришел к вам не для того, чтобы мне служили, но чтобы вам служить». Так отчего же нам не смириться друг перед  другом? Мир скажет, что  это несносное, но только тогда мы почувствуем рай на земле. Очень многое зависит от нас самих. Почерпнем этот Свет, понесем в свои дома! Господь видит как мы согрешаем, но дает такую светлую возможность измениться. Сколько Божественного смысла в храме, в богослужении, в песнопениях. Вот сегодня с нами патриарший хор. Все это пища для души, ее нельзя оставлять. Мы смертельно грешим, когда даем  властвовать телу (есть, пить, одеваться). Все это увянет, уйдет - это закон. А Дух вечен. Бог есть Дух, и человек  в нас есть Дух. Нужно проснуться, чтобы Богу быть угодным, чтобы жить не для себя, жить для ближнего, для человека пред нами стоящего. Никак по-другому нам не спастись, как только через человека. Насколько любим, насколько снисходим, спасаем, подавая пример. Если хотим угодить Богу, то только через служение ближнему. Помолимся не только о себе, тогда Господь все умирит, и мы обретем неизъясняемое. Поздравим прихожан нашего храма и поблагодарим, что так любите Божий храм. Именно в Церкви, по словам святителя Иринея, Бог вложил все свое богатство, нам нужно только все это уразуметь. Аминь".

На запричастном стихе иерей Максим Дубовик напомнил молящимся житие святителя Тихона:

"В особо трудные времена Господь посылает особых людей, богатырей Духа. Василий Иванович Белавин (будущий Патриарх Московский и всея Руси) родился 19 января 1865 года в селе Клин Торопецкого уезда Псковской губернии, в благочестивой семье священника с патриархальным укладом. Дети помогали родителям по хозяйству, ходили за скотиной, все умели делать своими руками. В девять лет Василий поступает в Торопецкое Духовное училище, а в 1878 году, по окончании, покидает родительский дом, чтобы продолжить образование в Псковской семинарии. Василий был доброго нрава, скромный и приветливый, учеба давалась ему легко, и он с радостью помогал однокурсникам, которые прозвали его «архиереем». Закончив семинарию одним из лучших учеников, Василий успешно сдал экзамены в Петербургскую Духовную академию в 1884 году. И новое уважительное прозвище — Патриарх, полученное им от академических друзей и оказавшееся провидческим, говорит об образе его жизни в то время. В 1888 году закончив академию 23-летним кандидатом богословия, он возвращается в Псков и три года преподает в родной семинарии. В 26 лет, после серьезных раздумий, он делает первый свой шаг за Господом на крест, преклонив волю под три высоких монашеских обета — девства, нищеты и послушания. 14 декабря 1891 года он принимает постриг с именем Тихон, в честь святителя Тихона Задонского, на следующий день его рукополагают в иеродиакона, и вскоре — в иеромонаха. В 1892 году о. Тихона переводят инспектором в Холмскую Духовную семинарию, где скоро он становится ректором в сане архимандрита. А 19 октября 1899 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры состоялась хиротония его во епископа Люблинского с назначением викарием Холмско-Варшавской епархии. Святитель Тихон верхом на лошади, пешком или на лодке добирался в глухие села, посещал монастыри и уездные города, приводил церковную жизнь в состояние духовной сплоченности. С 1914 года по 1917 год он управляет Виленской и Литовской кафедрой. В Первую мировую войну, когда немцы были уже под стенами Вильно, он вывозит в Москву мощи Виленских мучеников, другие святыни и, возвратившись в еще не занятые врагом земли, служит в переполненных храмах, обходит лазареты, благословляет и напутствует уходящие защищать Отечество войска. Вскоре митрополит Московский Тихон жребием был избран Патриархом. В России было смутное время, и на открывшемся 15 августа 1917 года Соборе Русской Православной Церкви был поднят вопрос о восстановлении патриаршества на Руси. Под гром орудий, под стрекот пулеметов поставляется Божией рукой на Патриарший престол Первосвятитель Тихон, чтобы взойти на свою Голгофу и стать святым Патриархом-мучеником. Он призывает русских людей очистить сердца покаянием и молитвой, воскресить «в годину Великого посещения Божия в нынешнем подвиге православного русского народа светлые незабвенные дела благочестивых предков”. Для подъема в народе религиозного чувства, по его благословению устраивались грандиозные крестные ходы, в которых неизменно принимал участие Святейший. Безбоязненно служил он в храмах Москвы, Петрограда, Ярославля и других городов, укрепляя духовную паству. Несмотря на гонения, святитель Тихон продолжал принимать народ в Донском монастыре, где он уединенно жил, и люди шли нескончаемым потоком, приезжая часто издалека или пешком преодолевая тысячи верст. Последний мучительный год своей жизни он, преследуемый и больной, неизменно служил по воскресным и праздничным дням. 23 марта 1925 года он совершил последнюю Божественную литургию в церкви Большого Вознесения, а в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы почил о Господе с молитвой на устах. Прославление святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, произошло на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 9 октября 1989 года, в день преставления Апостола Иоанна Богослова, и многие видят в этом Промысл Божий. «Дети, любите друг друга! — говорит в последней проповеди Апостол Иоанн. — Это заповедь Господня, если соблюдете ее, то и довольно». В унисон звучат последние слова Патриарха Тихона: «Чадца мои! Все православные русские люди! Все христиане! Только на камени врачевания зла добром созиждется нерушимая слава и величие нашей Святой Православной Церкви, и неуловимо даже для врагов будет Святое имя ее, чистота подвига ее чад и служителей. Следуйте за Христом! Не изменяйте Ему. Не поддавайтесь искушению, не губите в крови отмщения и свою душу. Не будьте побеждены злом. Побеждайте зло добром!» Будем и мы помнить заветы святителя Тихона и обращаться к нему в молитвах, чтобы он помог нам в несении жизненного креста. Аминь".

В завершение богослужения, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, состоялась панихида по погибшим в дорожно-транспортных происшествиях.