Что такое катехизация ?


Катехизация (от греч. katecheo – «оглашать, устно наставлять, учить») – это содействие уверовавшему в Бога человеку в сознательном и ответственном вхождении в жизнь Церкви.

Огласительные беседы

В настоящее время оглашением принято называть начальный этап катехизации – подготовку к Крещению уверовавшего во Христа человека и желающего вступить в Церковь.

О необходимости приготовления к принятию Крещения

В текстах Нового Завета встречается следующая схема: проповедь Евангелия, его принятие и Крещение. Эта неразрывная связь между научением и Крещением основана на словах Спасителя: «…идите по всему миру и проповедуй- те Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:16). В Евангелии от Матфея эта схема дополняется повелением учить и после Крещения: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:19, 20).

В своем толковании на это место святитель Афанасий Великий отмечает, что «Спаситель заповедал не только крестить, он повелел вначале «учить», затем «крестить», чтобы научение породило истинную веру и уже с верой мы могли бы принять Таинство».

(Афанасий Великий, свт. Вторая речь против Ария).

Корпус канонов Православной Церкви имеет немало упоминаний о порядке подготовки к Крещению.

«Готовящимся ко Крещению надлежит обучаться вере и … давать ответ епископу, или пресвитерам» (78 канон VI Вселенского Собора и 46 канон Лаодикийского Собора).

Оглашение перед Крещением дает человеку время на осознание важности предпринимаемого им шага и испытание твердости намерений (2-й канон I Вселенского Собора).

Необходимость оглашения в настоящее время отмечается Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом: «…Считаю, что прошло то время, когда мы, радуясь самому желанию принять святое Крещение, откликались на него незамедлительно. Сегодня важно пояснять приходящему к Таинству, какие обязательства он принимает на себя, становясь членом Церкви, надо пояснять и крестным родителям, какую ответственность они берут, воспринимая младенцев из купели Крещения».

(Доклад на Епархиальном собрании г. Москвы 22 декабря 2010 года).

Цель и задачи оглашения

Главной целью оглашения является не «интеллектуальный процесс передачи и усвоения знаний и информации, а благодатное преображение всего естества человека в общении с Богом и Его Церковью», его сознательное приобщение к церковной жизни во всех ее проявлениях. Принявшие Крещение в день Пятидесятницы члены иерусалимской церкви «постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2:42)

«Молитвы об оглашенных» и Чинопоследование таинства Крещения содержат множество указаний на задачи оглашения.

Они сводятся к тому, чтобы помочь человеку в:

– формировании первоначальных основ христианского мировоззрения, базирующихся на евангельском благовестии;

– исповедании православной веры, то есть открытом признании своих православных убеждений и прославлении Единого Бога в Трех Лицах;

– стремлении к духовному просвещению при соучастии своего восприемника;

– приобщении к евхаристической жизни общины и создании живой связи со своим приходом;

– осознании своей ответственности за состояние Церкви и содействии благосостоянию своего прихода;

– принятии и воплощении в своей жизни норм христианской нравственности;

– отречении от суеверных, оккультных и иных учений, а также магических практик;

– совершении дел веры.

Внебогослужебные беседы

Внебогослужебные беседы, посвященные изучению Таинств и Священного Писания, в форме бесед посещая которые, новообращенные христиане смогут полнее приобщиться к богослужебной и таинственной жизни Церкви.

Внебогослужебные беседы необходимы тем, кто, будучи крещен ранее, хочет возобновить молитвенно-евхаристическое общение с Церковью или получить наставление в вере.